Глава четвертая ПЕРВАЯ, ОБЩИННАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1. Экономический закон соответствия производительности труда уровню потребностей людей За 25-30 тысяч лет, начиная с сорокатысячелетней давности почти трехмиллионолетнего "каменного века" произошло три величайших на Земле события. Первым из этих величайших событий явилось возникновение человека современного типа, которое означало завершение периода формирующегося человека и начало истории сформировавшегося человека. Формирование человека современного типа происходило, как мы уже упоминали, под влиянием, главным образом, труда, но также изменения пищи, климатических условий, естественного и полового отбора. Вторым из величайших событий этого двдцатипяти-тридцатитысячелетнего периода явилась охотничье-техническая революция, которая является первой из четырех революций в развитии производительных сил общества. В результате этой революции возникли и заняли господствующее положение в технике механические средства, получили широкое распространение новые материалы: кость, рог и бивень; получили широкое распространение новые обработки: ретушь, шлифовка, полировка, пиление, сверление, распаривание, обжиг; люди стали широко применять энергию искусственно добываемого огня, т.е. химическую энергию, получаемую при сжигании дерева. И наконец, в результате охотничье-технической революции первобытные люди превратились из преимущественно собирателей в преимущественно охотников и рыболовов. Третьим же величайшим событием этого периода развития общества является первая социальная революция. Общинная социальная революция является той исторически-временной границей, которая разделяет всю историю общества на два крупнейших периода: период общества формирующегося и период общества сформировавшегося. Эти три величайших события не случайно происходят в один небольшой, по сравнению со временем предыдущего периода развития общества, промежуток времени - всего 25-30 тыс. лет. Они взаимосвязаны между собой самым непосредственным образом. Мы выше уже упоминали, что возникновение современного (в биологическом смысле) человека явилось предпосылкой охотничье-технической и общинно-социальной революций в развитии общества. Последние же две, т.е. охотничье-техническая и общинно-социальная революции взаимосвязаны между собой таким образом, что охотничье-техническая революция является первопричиной совершения общинной социальной революции, при совершении которой возникает родоплеменное общество, основанное на преимущественно коллективной, общественной собственности на основные средства производства и свободном коллективном труде. Что же явилось причиной совершения охотничье-технической революции? Помимо возникновения человека современного типа, совершению охотничье-технической революции способствовало и то обстоятельство, что к этому времени производительные силы достигли такого уровня своего развития, которого было вполне достаточно для осуществления первой революции в развитии производительных сил общества. Уровень технического, технологического, хозяйственного развития был таков, что объективный фактор был налицо. Субъективным же фактором, способствующим совершению охотничье-технической революции, явилось, как мы говорили выше, возникновение человека современного типа, умственное развитие которого достигло такого высокого уровня, что человеку стало под силу совершить такое величайшее событие, как охотничье-техническая революция. Но и тот уровень технического, технологического и хозяйственного развития общества, и уровень физического и умственного развития человека, которые были достигнуты к этому времени, являлись не причиной, а всего лишь предпосылкой совершения охотничье-технической революции. Причиной же совершения первой революции в развитии производительных сил общества является возникшее в обществе противоречие между возросшим уровнем потребностей человека и низким уровнем производительности труда, в результате чего человек не мог удовлетворять свои потребности посредством старой производственной техники, технологии производства и хозяйства, основой которого было малопроизводительное собирательство. Противоречие между более высоким уровнем потребностей и более низким уровнем производительности труда время от времени возникало и до возникновения человека современного типа, но оно всякий раз разрешалось тем, что как только пищи в местности, в которой в данное время проживал данный коллектив первобытных людей становилось мало для их пропитания, они перекочевывали в новое место, где было больше пищи. Через некоторое время, в одних случаях короткое, в других - более длительное, это противоречие между уровнем потребностей и понизившейся производительностью труда возникало вновь и так же снова разрешалось. И так продолжалось бесконечно долго, в течение 2-3 млн. лет, до тех пор, пока развитие производительных сил (объективный фактор) и биологическое развитие человека (субъективный фактор) не достигли такого высокого уровня, что возникла возможность разрешить это противоречие иным, радикальным способом, не временно, а раз и навсегда. Более того, появилась не только возможность, но и необходимость такого разрешения, ибо старым, традиционным способом разрешить противоречие между более высоким уровнем потребностей и более низким уровнем производительности труда стало невозможно. Дело в том, что раньше, до возникновения человека современного типа, уровень потребностей первобытных людей на протяжении сотен тысяч лет оставался неизменным и был довольно низким. Противоречие же между более высоким уровнем потребности людей и более низким по сравнению с ним уровнем производительности труда, который не давал возможности удовлетворить эти потребности, возникал не вследствие того, что со временем повышался уровень потребностей первобытных людей, а вследствие того, что понижалась время от времени производительность труда, так как, прийдя на новое место, первобытный коллектив потреблял пищи здесь больше, чем за это время успевала производить природа, и продуктов становилось все меньше. Противоречие между уровнем потребностей и производительностью труда, возникшее таким образом, разрешалось просто, путем периодической смены места жительства, посредством кочевого образа жизни. После же возникновения человека современного типа, оторвавшегося от пуповины животного мира окончательно, это противоречие развивается не только за счет периодического понижения производительности труда, ведущего к такому же периодическому понижению жизненного уровня, к сокращению количества потребляемых людьми продуктов питания, хотя, конечно, потребности людей включали не только продукты питания; но и за счет, причем, главным образом, за счет постепенного, медленного, но непрерывного повышения уровня потребностей людей. Именно в этом одно из главных отличий человека формирующегося (питекантропа, синантропа, неандертальца) от человека сформировавшегося, кроманьонца. Разрешить время от времени это противоречие между постоянно растущим уровнем потребностей и все более отстающим от него уровнем производительности труда старым способом было невозможно. Его можно было разрешить лишь каким-то новым, радикальным средством. Этим средством и явилась охотничье-техническая революция. Эта взаимосвязь между уровнем потребностей людей и уровнем производительности труда является главным, если не единственным двигателем технического, технологического, хозяйственного прогресса общества на протяжении всего его развития и в особенности в период развитого, сформировавшегося общества; она, эта взаимосвязь, является, следовательно, одним из экономических законов общества, носящим всеобщий характер, т.е. является основным экономическим законом, действующим на протяжении всей истории развития общества. Этот основной экономический закон можно сформулировать как закон соответствия уровня производительности труда уровню потребностей людей. 2. Повышение производительности труда и жизненного уровня При совершении охотничье-технической революции произошло резкое повышение производительности труда, уровень которого хотя и повышался ранее, до охотничье-технической революции, но темпы повышения производительности труда до охотничье-технической революции не идут ни в какое сравнение с теми темпами, которые возникли при совершении охотничье-технической революции. Особенно резко повысилась производительность труда в охотничьем и рыбном промыслах, где стали широко применяться такие эффективные средства, как лук со стрелой и сети. В это время многие коллективы древних людей начинают переходить от кочевого образа жизни к полукочевому или даже полуоседлому. До охотничье-технической революции, которая имела в истории общества огромное, труднооценимое значение, в течение длительного времени первобытный человек влачил жалкое, полуголодное существование, был полностью подчинен грозным силам капризов природы. Только в результате совершения охотничье-технической революции люди смогли систематически уделять часть своего времени, наряду с добыванием пищи, также и развитию техники, технологии производства, искусству. Если люди после охотничье-технической революции стали уделять часть своего времени наскальной живописи, лепке и вырезанию статуэток, хореографическому и музыкальному искусству и т.д., то это лишь значит, что они не только смогли удовлетворять свои потребности в пище, одежде, жилье, орудиях труда и т.д. благодаря резко возросшей производительности труда при совершении охотничье-технической революции, но и имели еще и избыточное время, которое и затрачивали на свое духовное развитие, для удовлетворения своих духовных потребностей. До охотничье-технической революции это было немыслимо. Иногда говорят, что в первобытно-общинном обществе отсутствовал прибавочный продукт, под которым понимается продукт труда, производимый сверх того минимума, который абсолютно необходим для существования людей. С этим можно согласиться, сделав следующие оговорки. Если речь идет о первобытном обществе до охотничье-технической революции, то, несомненно, в нем отсутствовала возможность систематического созидания, производство излишков продуктов труда, т.е. прибавочного продукта. Если прибавочный продукт где-то и создавался, то это носило исключительно случайный, исключительно редкий характер. Что же касается общества со времени совершения охотничье-технической революции, то здесь дело обстоит несколько иначе. Несомненно, люди этого времени также не производили или производили мало продуктов труда сверх того, в чем они нуждались, но они не делали этого не потому, что не имели такой возможности, а лишь потому, что не видели в этом никакой необходимости, никакого смысла. Если охотники, вооруженные луками и стрелами, убивали из стада диких животных одного, двух или трех животных, а не пять или десять, то лишь потому, что им в это время было достаточно этого количества. Человек этого периода развития общества, т.е. периода после совершения охотничье -технической революции не стремился добывать пищи или производить других продуктов труда больше, чем ему было необходимо. Ему было неведомы чувство жадности, жажды наживы, стремления к обогащению и другие низменные чувства, которые являются продуктом цивилизации. Возможность создания прибавочного продукта находится в зависимости от уровня потребностей людей и уровня производительности труда. Уровень потребностей людей современного типа был гораздо выше уровня потребностей неандертальца, но еще в большей степени превосходил человек современного типа неандертальца по производительности труда, которая резко возросла при совершении охотничье-технической революции. Этот факт признают многие исследователи. "Важное значение в исследовании динамики первобытного хозяйства имеет научный эксперимент, проведенный группой советских археологов в 1956-1957 г.г. Сущность эксперимента заключалась в полевой проверке производительности каменных орудий, изготовляемых в точном соответствии с первобытными образцами. Результаты эксперимента позволяют более точно оценить производительность труда в первобытном хозяйстве с каменной техникой. Оказалось, что производительность эта значительно выше, чем обычно представляли ученые. Например, на изготовление из камня такого орудия, как топор, требовались не месяцы и даже годы, как предполагали, а всего несколько часов. К тому же установлено, что каменные орудия были не одноразового, как считалось, а многоразового применения. Многие трудоемкие работы (например, рубка дерева при помощи каменного топора) заняли не дни, а минуты, максимум часы, а изготовление долбленой четырехметровой лодки продолжалось всего 10 дней. Таким образом, труд в первобытном хозяйстве был не столь уж непроизводительным. Обработка каменной техники занимала сравнительно немного времени, это давало человеку возможность для организационно-общественных, культурных и иных занятий. Лук и копьеметатель (рогач для метания дротика) прибавили к технической базе первобытного хозяйства по сути первые механизмы. Накопление и высвобождение в момент выстрела энергии в луке и удлинение человеческой руки посредством рогача-копьеметателя резко увеличили производительность труда охотника" (17). Мы видим, что уровень производительности труда после совершения охотничье-технической революции резко возрастает. А это дает древнему человеку возможность не только удовлетворять все его потребности, несмотря на то, что они возросли и продолжали постепенно расти дольше, но и систематически производить прибавочный продукт. Но они не стремятся к производству прибавочного продукта, он им не нужен, древние люди не видят в производстве прибавочного продукта никакой необходимости, никакого смысла. Поэтому они используют избыточное время не для производства прибавочного продукта, а для дополнительного отдыха, для спортивных игр, для пения и танцев, для искусства, религии и т.д. Поскольку древние люди этого периода развития общества не стремились к обогащению, то, естественно, они не стремились и к тому, чтобы присваивать чей-то труд, вернее, его продукт, т.е. к эксплуатации человека человеком. Все время суток - 24 часа можно разделить на три основные части: 1) необходимое рабочее время, которое абсолютно необходимо для производства необходимого продукта труда: продуктов питания, одежды, жилья и т.д.; 2) необходимое нерабочее время (время отдыха), которое абсолютно необходимо для восстановления жизненных сил (рабочей силы) человека: сон, прием пищи и т.д.; 3) избыточное время. Из этих трех частей суток только третья часть может переходить из одной формы в другую: из избыточного, или прибавочного рабочего времени в избыточное (дополнительное) время отдыха или занятие непроизводительным трудом: искусством, спортом, религией и т.д., и обратно. В первобытно-общинном обществе избыточное время проявлялось, как правило, в форме дополнительного отдыха и непроизводительного труда. В классовом же обществе, наоборот, в форме прибавочного рабочего времени, прибавочного производительного труда, прибавочного продукта, прибавочной стоимости. Между тем, некоторые исследователи, не находя в первобытно-общинном обществе систематического производства прибавочного продукта, делают отсюда тот неверный вывод, что в первобытно-общинном обществе уровень производительного труда был настолько низок, что древние люди могли лишь кое-как производить лишь необходимый продукт и совершенно не могли производить прибавочный продукт. Однако это действительно лишь в отношении формирующегося первобытного общества, которое существовало до совершения охотничье-технической революции и совершенно не относится к общинному обществу, возникающему после совершения охотничье-технической революции. 3. Рост народонаселения Резкое повышение производительности труда при совершении охотничье-технической революции привело к столь же резкому улучшению питания. А это привело, в свою очередь, к значительному росту продолжительности жизни людей. Люди стали физически сильнее, выносливей, они стали меньше болеть. Кроме того, они теперь питались намного более разнообразной пищей, т.к. они добывали, помимо растительных плодов, мясо крупных животных, причем самых различных, птиц, рыбу. Далее, научившись искусствен но добывать огонь, люди стали систематически питаться жареной, вареной, печеной пищей. В результате в исторически короткий срок продолжительность жизни людей резко возросла, быть может, в полтора раза или даже больше. Вследствие резкого сокращения смертности от недоедания, голода, болезней и резкого увеличения продолжительности жизни людей явился демографический взрыв - быстрое увеличение численности населения древнего охотничьего общества, которое происходит как за счет сокращения смертности и повышения среднего возраста, так и за счет увеличения рождаемости. Если, например, средняя продолжительность жизни людей увеличивается с 25-30 лет до 40-45 или 50 лет, то понятно, что семьи будут более многочисленные, более многодетные. Рост численности людей в охотничье-рыболовно-собирательских коллективах приводит к делению последних на два самостоятельных коллектива и переселению одного из них на соседнюю или более отдаленную, если соседняя занята, территорию, поскольку для большого коллектива людей растительной и мясной пищи на недалеком расстоянии вокруг его местонахождения может оказаться недостаточно. Слишком большой коллектив берет у природы на данной местности больше, чем она успевает производить. Поэтому плотность населения, ведущего присваивающее хозяйство, должна быть ограничена какими-то определенными для каждой местности границами, которые регулируются путем разделения больших коллективов на меньшие, родственные коллективы и переселением части из них в другую местность. Таким образом, при совершении охотничье-технической революции, и особенно после ее завершения происходит расселение людей. Они постепенно заселяют огромные пустующие ранее территории, расселяясь вокруг по всем направлениям от первоначального их местонахождения. Древние охотничьи коллективы заселяют все континенты (Австралию, Северную и Южную Америку), крупные, средние и даже многие мелкие острова. Они проникают и заселяют жаркие тропические, степные и пустынные страны, холодные северные страны и земли. Кроме того, постепенно увеличивается плотность населения, особенно в местах, где можно было больше добывать пищи и где раньше других люди стали переходить к оседлому или полукочевому образу жизни. 4. Возникновение коллективно-общинной собственности на основные средства производства На территории определенных размеров люди, занимающиеся охотой, рыболовством и собирательством, могут добывать в несколько раз или даже в несколько десятков раз больше продуктов питания, чем в том случае, когда они занимаются только собирательством, как это имело зачастую место до охотничье-технической революции. Это привело к тому, что древние люди постепенно при совершении охотничье-технической революции стали дольше, чем раньше, обитать в одной местности. Этому не препятствовало и то обстоятельство, что в отдельные неурожайные годы на отдельных территориях растительных плодов, которыми питались люди, было мало, в несколько раз меньше, чем в другие годы. Травоядные (а значит, и плотоядные) животные, питающиеся травой и листьями кустарников и деревьев, менее зависимы от капризов природы, чем люди, т.к. климатические условия в гораздо большей степени влияют на появление плодов, чем листьев и травы. То же самое относится и к рыбе. И поскольку люди наряду с растительными плодами стали в широком масштабе питаться мясом и рыбой, то они стали меньше зависеть от урожайности растительных плодов, злаков и т.д. В неурожайные годы в данной местности, то ли по причине поздних весенних заморозков, то ли по причине летней засухи, древние люди до охотничье-технической революции вынуждены были перекочевывать в другую, порой отдаленную местность, где были растительные плоды. А после совершения охотничье-технической революции они компенсировали недостаток растительной пищи мясной и рыбной пищей. Все это способствовало переходу людей от кочевого образа жизни к оседлому или полукочевому, при котором люди, хотя и кочуют, но в пределах какой-то ограниченной территории. Кочевому образу жизни в некоторых, более плодородных местах мешало и то, что здесь, вследствие роста народонаселения, увеличивалась плотность населения. И тем коллективам людей, которые жили в окружении других коллективов, некуда было перекочевывать, по крайней мере поблизости. По мере увеличения численности населения и, вследствие этого, его плотности, снова, по крайней мере, в некоторых местах, более густонаселенных, время от времени стал ощущаться недостаток пищи, продуктов питания или возникала такая угроза. Перенаселенность отдельных территорий приводит не только к расселению людей, но и к столкновению между ними. Раньше, до охотничье-технической революции, недостаток пищи обуславливался недостатком производимых природой растительных плодов. Что же касается лесных, степных, водных и других территорий, которые являются основными средствами производства, то вследствие редкой населенности, низкой плотности населения их в распоряжении первобытных людей было в изобилии. Поэтому на основные средства производства и не возникала собственность. Теперь, после совершения охотничье-технической революции, недостаток пищи стал обусловливаться вследствие увеличения плотности населения недостатком основных средств производства. Раньше жизненный уровень людей зависел от урожайности растительных плодов. Ввиду низкой плотности размеры территории не влияли на жизненный уровень. Количество собранной ими пищи зависело не от того, сколько вокруг них пустующей территории, а от того, сколько растительных плодов они смогут собрать за день. Производительность труда зависела не от уровня развития производительных сил людей, а исключительно от урожайности растительного мира, плодовых деревьев и растений. Недостатка основных средств производства не существовало, по крайней мере, он первобытными людьми не ощущался. Теперь же, в условиях густонаселенности, недостаток основных средств производства был налицо. Если какой-то коллектив охотников, прийдя на место обитания стада диких животных, не обнаруживал их, то это было или могло быть следствием того, что на этих животных раньше их охотился другой коллектив. Если какой-то коллектив, прийдя на его традиционное место собирания каких-то плодов, обнаруживал, что плоды уже собраны, то это также было следствием того, что его опередил другой соседний коллектив. А поскольку это приводило зачастую к тому, что то один, то другой коллектив оставался без пищи или имел ее в недостаточном количестве, это приводило древние коллективы к неприязни, к глухой, а затем и открытой вражде друг с другом. При подходящем предлоге эта вражда стала выливаться в открытые вооруженные столкновения, приобретавшие все более кровопролитный характер. Там, где еще существовали пустующие земельные массивы, где плотность охотничье-собирательского населения была еще относительно низкая, там возникающие время от времени конфликты могли быть разрешены путем переговоров, посредством все большего расселения и более или менее равномерного увеличения плотности населения, но по мере того, как росла численность населения, по мере того, как увеличивалась вследствие этого плотность населения, по мере того, как все более и более заселялись пустующие ранее территории, разрешить старым способом все чаще вспыхивающие конфликты было все труднее. Необходимо было новое, радикальное средство для разрешения или хотя бы приглушения, уменьшения остроты этих конфликтов и их количества. И в конце концов эти конфликты разрешаются посредством разделения территорий земли между отдельными коллективами, сообществами, что означает не что иное, как возникновение собственности на основные средства производства, первой формой которой явилась коллективная, общественная собственность. Вместе с собственностью возникают и границы, разделяющие территории отдельных сообществ, которые являются лишь "юридическим" выражением собственности. Собственность распространяется не только на территории лесов, степей, водоемов, рощ, болот и т.д., но и на все то, что на них находится: растительные плоды, рыбу, животных, птиц, каменное сырье и т.д. Разумеется, животные являются собственностью того или другого сообщества лишь до тех пор, пока стадо животных находится на его территории, но если стадо переместилось на территорию другого сообщества, то первое лишается права собственности на этих животных. Возникновение и закрепление общинной собственности на основные средства производства является, вместе с тем завершением формирования общественно-производственных отношений, установление сформировавшихся, развитых общественно-производственных отношений, а также установление первого общественного способа производства. Возникновение собственности на основные средства производства означает и возникновение первой, общинной, или первобытно-общинной общественно-экономической формации. Возникновение и закрепление общинной собственности на основные средства производства означает завершение двух-трехмиллионного периода формирования общества. Возникновение собственности на основные средства производства означает, что в обществе произошла первая социальная революция, которая является исторически-временной границей, разделяющей период общества формирующегося от периода общества сформировавшегося. 5. Последствия общинно-социальной революции. Общинно-социальная революция явилась первой революцией в развитии общественно-производственных отношений. Но к общественным отношениям относятся не только производственные отношения. К общественным отношениям относятся и политические отношения, и национально-этнические и, наконец, отношения духовно-культурные. И все эти общественные отношения радикально, качественно изменяются под непосредственным влиянием общинно-социальной революции. Следствием охотничье-технической революции является общинно-социальная революция, а следствием последней является: общинно-национальная революция, которая является первой революцией в историческом развитии национально-этнических отношений общества; общинно-культурная революция, которая является первой революцией в историческом развитии духовных отношений общества; и наконец, общинно-демократическая революция, которая является первой революцией в развитии политических отношений общества. Эти три революции в общественных отношениях осуществляются неравномерно, одна быстрей, другая медленней, одна начинается раньше, другие позднее и тоже в разное время, одна заканчивается раньше других. Они взаимно влияют друг на друга, ускоряя или замедляя одна другую. Но все они осуществляются после общинно-социальной революции, которая является причиной их осуществления. Первая национальная революция преобразует национально-этнические отношения общества. Если до первой национальной революции (быть может правильнее было бы назвать ее первой интернациональной революцией) первобытные люди жили совместно маленькими, карликовыми сообществами, численностью в несколько десятков человек, то после общинно-национальной революции древние люди стали жить относительно многочисленными племенами, состоявшими уже из тысяч и десятков тысяч человек. Иногда при осуществлении первой национальной революции возникали даже союзы племен с численностью населения в несколько сот тысяч человек. При этом, если при начале первой национальной революции древние люди говорили, как правило, на нескольких языках или диалектах, то при ее завершении все племя говорило уже на одном языке, наиболее ранее распространенном на территории возникшего племени, остальные же языки постепенно исчезали, отчасти смешиваясь с победившим языком. Первая культурная революция радикально преобразует духовно-культурные отношения древнего общества: идеологию, мораль (нравственность), искусство. Новое общество нуждается для своего укрепления, для своей мощи, в новом искусстве, в новой культуре. Первая демократическая революция так же радикально преобразует политические отношения общества. Именно в это время впервые в развитии общества возникает демократия. До общинно-демократической революции власть в древних сообществах находилась в руках наиболее физически сильных, наиболее активных и наиболее агрессивных вожаков, как это имеет место в сообществе стадных животных. Все остальные члены сообщества безропотно подчинялись вожаку, который жестоко расправлялся с непокорными. При осуществлении общинно-демократической революции место вожаков-деспотов (тиранов) занимают вожди племен, избираемые либо всем населением племени, либо его значительной частью, либо его представителями.